Функциональная грамотность

 

 

 

 

 

 

Функциональная грамотность

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ — это выработанная в процессе учебной и практической деятельности способность к компетентному и эффективному действию, умение находить оптимальные способы решения проблем, возникающих в ходе практической деятельности, и воплощать найденные решения.

               Уровень функциональной грамотности школьников – один из показателей качества образования

Понятие «функциональная грамотность» было впервые употреблено в 1965 году на Всемирном конгрессе министров просвещения в Тегеране. И тогда под термином понимали совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и решения житейских проблем.
Сегодня функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Другими словами, навыки и умения, необходимые каждому для жизни в современном обществе и стремительно меняющемся мире.

Именно оценка уровня функциональной грамотности школьников лежит в основе Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA. Исследование проводится Организацией экономического сотрудничества и развития каждые 3 года. Первый цикл исследования был осуществлен в 2000 году, Россия принимала участие во всех циклах исследования.

Документы

Указ Президента Российской Федерации № 204 от 07.05.2018 Правительству РФ поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования).
Формирование функциональной грамотности рассматривается как условие становления динамичной, творческой, ответственной, конкурентоспособной личности (Из Государственной программы РФ «Развитие образования» (2018-2025 годы) от 26 декабря 2017 года.

Цель программы– качество образования, которое характеризуется:

—  cохранением лидирующих позиций РФ в международном исследовании качества чтения и понимания текстов (PIRLS), а также в международном исследовании качества математического и естественнонаучного образования (TIMSS);

— повышением позиций РФ в м

еждународной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA).

Федеральные документы (Приказ №-03-1510руководство)

Региональные документы (Приказ МОН и МП КК от 21.09.2021 года №2979)

Муниципальные документы (Приказ от 05.10.2021 г. № 291,  План РУО)

Локальные документы (Приказ об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся МБОУ СОШ № 9)

Методические материалы для учителей (Сборник информационных и методических материалов)

Методические рекомендации для родителей (Что значит быть грамотным?)

Задания по функциональной грамотности:

  • Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности https://fg.resh.edu.ru/;
  • Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/;

Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti